-
Жизнь, посвященная авиации
21.06.2022
21 июня 2022 года исполнилось 90 лет со дня рождения Заслуженного работника АО «Гос МКБ «Вымпел» им. И.И. Торопова», Лауреата Ленинской премии СССР, Лауреата премии Правительства РФ, премии Высшей школы СССР, Заслуженного конструктора РФ, Почетного машиностроителя РФ Юрия Константиновича Захарова.
Ю.К. Захаров родился в городе Киеве, в семье будущего авиатора. Его отец в 1933 году окончил авиационный факультет Киевского политехнического института в возрасте 27 лет и был направлен работать начальником Северо-Казахского Управления «Аэрофлота», которое находилось в городе Актюбинск.
Из воспоминаний Юрия Константиновича: «Великая Отечественная война застала нашу семью в городе Таганроге, куда был командирован отец в приемку самолетов-амфибий «Каталина» американской разработки для нужд «Аэрофлота». Немецкие войска рвались на Кавказ, и аэропорт города Ростова-на-Дону обеспечивал перевозку военных грузов и раненых. Моего отца, Константина Ивановича Захарова, имевшего опыт руководства авиацией «Аэрофлота» в июне 1941 года назначили начальником гарнизона ГВФ и начальником аэропорта г. Ростова-на-Дону. Город был заполнен военнослужащими, которые двигались на фронт пешими колоннами и на грузовиках. В медицинском институте, который находился рядом с жилым домом «Аэрофлота», размещался госпиталь. В него днем и ночью привозили раненых и увозили умерших. По радио звучала тревожная информация, гарнизон готовился к осадному положению. Немцы были уже на ближних подступах к городу. По вечерам, с наступлением сумерек и темноты, город подвергался бомбежке. Все взрослое население вместе с детьми уходило в траншеи, вырытые во дворах, где пряталось от опасности».Память десятилетнего мальчишки запечатлела на всю жизнь зловещие немецкие бомбардировщики со свастиками на крыльях и хвосте, сбрасывающие авиабомбы на жилые дома, взрывы и пожары. В конце октября 1942 года отец Ю.К. Захарова отправил семью попутным транспортным самолетом СИ-47 «Дуглас» в эвакуацию в Актюбинск. Маршрут «Дугласа» лежал через Москву. При подлете к линии фронта самолет был внезапно атакован немецким истребителем. Пилот закладывал немыслимые виражи, уходя от стрельбы фашиста, а воздушные стрелки держали оборону, поливая врага из всех пулеметов. Спустя много лет Юрий Константинович вспоминал этот перелет, как он, сидя на полу под верхней турелью пулемета, ощущал град горячих стреляных гильз, щедро согревавших тело мальчишки. И только позже, когда самолет приземлился во Внуково, он осознал случившееся и понял, что летчики и стрелки подарили своим пассажирам вторую жизнь. Так судьба благословила Юрия Константиновича стать конструктором авиационного вооружения.
В конце 1942 года его отец, в целях обезопасить сына от угрозы плохой компании подростков в Актюбинске принял решение увезти его к себе с семьей в авиаполк ГВФ, где он служил начальником штаба. Располагался полк на хуторе «Залесном» вблизи города Калач Воронежской области. Полк, вместе с наступающими войсками Красной Армии, уходил на Запад. На хуторе в войну школы не было. Дети бродили по заброшенным окопам и блиндажам, которые были завалены трофейным оружием и снарядами отступавших фашистов, к чему ребята естественно проявляли особый интерес. Однажды любознательные подростки решили отвинтить головку снаряда – кончилось это взрывом и гибелью мальчишек. Кровь, месиво из тел, крики родных и безутешные рыдания. Душа маленького Юры с огромной болью восприняла произошедшую трагедию, и он позже принял решение в будущем стать разработчиком военного вооружения.
В 1943 году город Таганрог был освобожден от фашистской оккупации. Семья возвратилась из эвакуации в город, и в 1945 году Юрий Константинович стал участником массовых городских гуляний по случаю окончания Великой Отечественной войны. Вскоре произошли и другие радостные события в семье – возвращение с фронта отца и многих близких родственников.
Судьба подарила Юрию Константиновичу возможность лично встретиться с выдающимся полководцем Г.К. Жуковым и трижды Героями Советского Союза летчиками И.Н. Кожедубом и А.И. Покрышкиным.Из рассказов Ю.К. Захарова: «При активной помощи отца я увлекся авиамоделизмом и летом 1946 года впервые участвовал во Всесоюзных авиамодельных соревнованиях, которые проходили в городе Подольске Московской области. В общем зачете команда Ростова-на-Дону была награждена грамотой, которую вручал трижды Герой Советского Союза, майор И.Н. Кожедуб. Уже значительно позже, в 70-х годах, я встречался с И.Н. Кожедубом на конференциях ДОСААФ, проходивших в аэроклубе им. В.П. Чкалова, на авиамодельных праздниках на Тушинском аэродроме. И, наконец, были встречи на «Вымпеле», где И.Н. Кожедуб, уже в должности заместителя Главкома ВВС, в звании генерал-полковника, проводил с руководством обсуждение новых, перспективных образцов авиационного вооружения, разрабатываемых и производимых предприятием».
В 1949-1951гг. отец Ю.К. Захарова работал начальником Троицкого авиационного технического училища (ТАТУ) ГВФ, которое дислоцировалось в городе Троицк Челябинской области. Командующий Уральским военным округом Маршал Советского Союза Г.К. Жуков по просьбе начальника ТАТУ ГВФ К.И. Захарова в один из осенних дней прибыл к начальнику гарнизона, который затягивал вопрос с передачей нескольких зданий для нужд училища ГВФ. Георгий Константинович, осмотрев спорные здания, оперативно принял решение о передаче их училищу ГВФ. Затем он нанес визит городским властям: секретарю горкома партии, председателю исполкома, затем прибыл в ТАТУ на обед. За обедом маршала информировали об училище, достопримечательностях города Троицка, природных богатствах Южного Урала. Его пригласили посетить конезавод и поучаствовать в ночной конной охоте на волков в кустанайских степях. Таких случаев было несколько. И каждый раз Георгий Константинович заезжал к отцу в ТАТУ ГВФ и был гостем в доме Захаровых.
Эти кратковременные визиты Юрий Константинович запомнил на всю жизнь. Тогда он учился в 9-м классе средней школы и руководил авиамодельным кружком при горкоме ДОСААФ. Его комната в доме была увешана летающими моделями самолетов, изготовленными для участия в авиамодельных соревнованиях. Отец рассказывал маршалу об увлечении сына и его мечте стать авиационным конструктором. По просьбе Георгия Константиновича Юрий отвечал на поставленные им вопросы, а маршал брал модели в руки и хотел увидеть, как они летают. Встречи заканчивались похвалой в адрес юноши и пожеланиями добиться успехов в жизни. Тогда Ю.К. Захаров, конечно, гордился встречами со знаменитым полководцем, но только спустя много лет стал осознавать, что судьба дала ему уникальную возможность пообщаться с Маршалом Победы и быть удостоенным его рукопожатия.
Учась в старших классах мужской школы Троицка, Юрий Константинович получил кличку «Покрышкин». Видимо ребята связали это с тем, что он сильно увлекался авиацией, много раз летал на разных самолетах и к тому же зимой носил летный меховой шлем и летный планшет отца, который заменял ему портфель. В 1968-1971гг., при разработке ракеты Р-33, Ю.К. Захарову приходилось не один раз встречаться с А.И. Покрышкиным, который был уже в звании генерал-полковника и занимал должность командующего авиацией ПВО, а затем Председателя ЦК ДОСААФ СССР.
В 1957 году Ю.К. Захаров после окончания Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе был приглашен работать на заводе № 134 Иваном Ивановичем Тороповым, которому понравилась дипломная работа Юрия Константиновича «Бомбардировочное вооружение сверхзвукового бомбардировщика». Несколько лет он проработал конструктором по тематике бомбардировочного вооружения, а в 1959 году переведен конструктором по ракетной тематике. Участвовал в создании твердотопливной двигательной установки зенитной управляемой ракеты 3М9, а затем был назначен ведущим конструктором первой отечественной ракеты большой дальности Р-33 класса воздух-воздух. Разработкой изделия руководил заместитель главного конструктора В.В. Журавлев, а после его ухода на заслуженный отдых в 1977 году все работы возглавил Юрий Константинович. За высокие достижения в разработке и передаче в серийное производство ракеты Р-33 Ю.К. Захаров был удостоен звания Лауреата Ленинской Премии СССР.
Из воспоминаний Главного конструктора нашего предприятия Владимира Григорьевича Богацкого: «Мне посчастливилось одновременно с назначением Юрия Константиновича руководителем разработки ракеты Р-33 попасть в его команду и проработать вместе с ним в течение четырех лет до успешного завершения темы «Заслон». Юрий Константинович талантливый конструктор, что называется «от Бога», в вопросах летно-технических характеристик ракеты чувствовал себя в родной стихии, мне же было поручено укрепить его в аппаратурной части ракеты и ее информационной связи с носителем, с легендарным МиГ-31.
Руководителей разработок самолета, его БРЛС и ракеты в шутку называли «братья Константиновы» по их отчеству – Константиновичи:
– Константин Константинович Васильченко – Главный конструктор
самолета МиГ-31, Председатель Правительственной Комиссии по теме
«Заслон»;
– Виктор Константинович Гришин – Генеральный конструктор БРЛС носителя, Генеральный директор НПО «Фазотрон»;
– Юрий Константинович Захаров – наш дорогой Юбиляр.
Как и во всяком большом деле, не обходилось без трудностей и неудач, которые, по понятным причинам, интерпретировались по-разному и приводили к трениям, но всегда выручала врожденная интеллигентность и порядочность Юрия Константиновича, про которого Гришин в шутку говорил: «Юра, ты такой честный, что грех тебя обманывать, и мы делаем это крайне редко».
Все «братья Константиновы» стали лауреатами Ленинской премии, а двое получили Золотую звезду Героя труда».
С 1992 по 2005 год Ю.К. Захаров занимался обеспечением рекламно-выставочной деятельности предприятия на Международных авиакосмических салонах (МАКС).
За долгие годы работы на предприятии Юрий Константинович активно участвовал в общественной работе – неоднократно избирался членом партийного комитета, руководил авиамодельным кружком на детской технической станции завода № 134, занимался организацией музея трудовой славы и истории завода, входил в редакционный совет газеты «Вымпел». Он автор товарного знака (эмблемы) «Вымпела».
Заслуги Ю.К. Захарова по достоинству оценены высокими Государственными наградами. Он удостоен звания Лауреата Ленинской премии, Лауреата премии Правительства РФ, Лауреата премии Высшей школы СССР, ему присвоены звания «Заслуженный конструктор Российской Федерации», «Почетный машиностроитель». Ю.К. Захаров избран член-корреспондентом Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.
Коллектив АО «Гос МКБ» Вымпел» им. И.И. Торопова» сердечно поздравляет Юрия Константиновича с 90-летием со дня рождения, желает доброго здоровья, благополучия и долгих лет жизни!
другие новости